Чему новому научился кроха к первому дню рождения: развитие ребенка в 1 год

Первый год жизни малыша считается одним из самых трудных для родителей. Но вот, он закончился — кроха вырос, освоил множество «умелок» и даже научился говорить несколько слов.

Впереди — новый жизненный этап, полный радостных открытий и изменений. Каково же развитие ребенка в 12 месяцев в физическом, психологическом и других аспектах?

Физиологические изменения

К 12 месяцам вес ребенка превышает вес при рождении в три раза и составляет, в среднем, 9 кг. Рост малыша чаще всего равен 75 — 80 см. Средний прирост веса за двенадцатый месяц обычно не превышает 250 г, а рост увеличивается на 1 — 1,5 см.

Голова малыша все еще непропорционально большая по отношению к телу, животик выпирает вперед.

Стопы годовалого ребенка имеют своеобразную форму: плоские и без свода. Малыш только начинает ходить, и на его стопах все еще сохраняются жировые подушечки. Постепенно они исчезают, и стопа приобретает изгиб.

Четвертый месяц: «свой-чужой»

В 4 месяца малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой». Ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду. И да! Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя. Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких. Лежа на спине, ребенок приподнимает голову, подтягивается, поворачивается со спины на бок или живот. И родители уже могут услышать первый смех!

Что должен уметь делать малыш в 12 месяцев

  • Ребенок может сесть и встать без посторонней помощи.
  • Он захватывает большим и указательным пальцами мелкие предметы.
  • Спускается и поднимается по лестнице приставным шагом (при помощи взрослых).
  • Кроха откусывает и жует твердую пищу.
  • Умеет пользоваться вилкой и ложкой.
  • Уверенно стоит и активно ползает.
  • Словарный запас ребенка включает до десяти – пятнадцати слов.
  • Собирает и разбирает пирамидку.
  • Ребёнок использует несколько жестов: машет ручкой или посылает воздушный поцелуй.
  • Малыш может сидеть на корточках и подниматься из этого положения.

Тест на развитие

  • Малыш с интересом (а иногда и с опаской) реагирует на незнакомых людей и новые игрушки.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ими пользоваться.
  • Ребенок пританцовывает, когда слышит музыку.
  • Он знает близких людей по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • «Разговаривает» с игрушками.
  • Кроха имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослого, не любит запреты и отказы.
  • Он хорошо понимает речь родителей и знает значение такие слов, как «дай», «нет», «подойди», «можно».
  • Он знает многих животных и показывает их на иллюстрациях.
  • Ребенок с удовольствием прячет и ищет игрушки, наполняет ящики и коробки игрушками и опорожняет их.

Поведение

Кризисные явления, появляющиеся перед первой годовщиной, подменяют кроху. Даже спокойные малыши способны устроить настоящий скандал, если что-то происходит не так, как им хочется. Но не стоит отчаиваться или считать своего малыша невоспитанным. Ваше терпение и спокойствие помогут крохе преодолеть психологическое становление, уже через пару месяцев ваш малыш станет прежним.

Малыш все еще остро реагирует на отсутствие рядом с ним одного из родителей. Процесс отделения собственного «Я» от мамы и папы только начинается и рекомендуется на данном этапе свести к минимуму время расставания с крохой.

Если по каким-либо причинам вам необходимо отдать малыша в детский сад, постарайтесь наполнить проведенное время вместе с крохой добрыми, положительными эмоциями, разговаривать с ним о предстоящих событиях, объяснять необходимость происходящих изменений. Кроха уже понимает намного больше, чем вам кажется, а ваше спокойствие и стремление объяснить происходящие события вселят в карапуза уверенность и спокойствие.

Особенности питания годовалого ребенка

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами. В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей. Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака.

Социальный контакт

На 12-м месяце у ребенка отчетливо проявляется необходимость в общении с другими взрослыми и детьми. Не отходя далеко от мамы, карапуз все чаще тянет ее в сторону играющих на площадке деток, с интересом знакомится с их занятиями и наблюдает за общением.

Реакция на посторонних людей стала более спокойной, но все еще присутствует некоторый страх, проходящий во время спокойной доброжелательной беседы мамы и нового человека.

Ближе к году, желательно чаще предоставлять крохе возможность общаться с детьми его возраста и чуть старше. Показывать простые игровые элементы, позволяющие задействовать в игре нескольких малышей. Покажите, как карапузы могут кидать друг другу мячик, вместе катать машинки или строить замок из песка. Присутствие рядом мамы очень важно, ведь кроха только начинает отделять себя от нее, ее внимание и реакции на происходящее очень важны.

Мелкая моторика у детей в первый год жизни

Ниже представлены простые упражнения, которые способствуют развитию важных участков головного мозга, отвечающих за многие мыслительные процессы:

  • Завязывание и развязывание узлов.
  • Перебирание крупных бус или четок.
  • Разрывание бумаги на мелкие куски.
  • Нанизывание маленьких колечек на пирамидку.
  • Завинчивание и раскручивание крышек банок или бутылок.
  • Собирание пазлов и мозаик с крупными частями.
  • Перелистывание страниц книжки с картинками или журнала.
  • Рисование ватной палочкой или спичкой.
  • «Склеивание» картинок, разрезанных на несколько частей.
  • Лепка из пластилина или соленого теста.

Различия между мальчиками и девочками

Все четче прослеживается разница между детьми разного пола. Чаще всего на 12-м месяце жизни девочки употребляют до 15 простых слов и охотно идут на контакт со взрослыми и детьми. Мальчики говорят до 5-ти слов и больше времени тратят на совершенствование крупно-моторных навыков. Обычно к году, мальчишки хорошо ходят, пытаются переходить на бег, а девочки отдают предпочтение спокойным играм, связанным с мелкой моторикой. Но, понимая эти отличия, не стоит пускать неосновное направление занятий на самотек. Рекомендуется чаще предлагать девочкам различные активные игры, связанные с ходьбой, а мальчикам – с мелкой моторикой. Чтобы детский организм равномерно развивался и постигал необходимые навыки, ему нужна разнообразная, полноценная нагрузка.

Развитие речи

В 12 месяцев пассивный словарный запас намного богаче активного, то есть малыш понимает гораздо большое слов, чем может произнести. Обычно он использует около 10 лепетных слов и хорошо произносит 3 — 4 слова.

Темпы формирования речи, во многом, задаются родителями, так как именно они создают условия для развития речи ребенка. Ниже приведены главные факторы, влияющие на создание благоприятной развивающей среды для малыша.

Чтение

Указательный пальчик

Годовалый ребенок часто показывает на какой – то предмет пальцем и хочет, чтобы родители объяснили ему его предназначение. Ловите такие моменты и удовлетворяйте любопытство малыша.

Расширение пассивного словаря

Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.

Сюжетные игры

Двенадцатый месяц предполагает обучение ребенка ролевым играм. Проигрывая житейские ситуации, вы помогаете малышу развить социальные навыки и создать собственное представление о реальности, которая его окружает.

Сюжеты игр не должны быть слишком сложными, главное, чтобы малыш их хорошо понимал.

Предложения

Помогайте ребенку строить предложения. Если он тянется ручками к предмету, до которого не может достать, а потом смотрит на вас и говорит «мама», объясните, что в такой ситуации следует сказать – «Мама, дай … (название предмета»).

Второй месяц: начинает гулить!

Во 2-й месяц жизни у малыша формируется четкий ритм сна и бодрствования. Предметы в поле зрения ребенок удерживает уже длительно, а также ищет источник звука поворотом головы. Крик становится интонационно выразительным, и важно, что он понемногу начинает гулить. В положении «на животе» ребенок в 2 месяца более продолжительно стремится удержать голову и даже, возможно, непродолжительно — вложенную в руку игрушку.

  • 200 слов к двум годам: 8 принципов, которые каждой маме нужно знать о развитии речи

Нервно – психические особенности

Справка! За первый год своей жизни ребенок приобретает множество навыков и умений. Он начинает физически отделяться от мамы, уже не стремится постоянно быть на руках.

В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.

Ребенок теперь эмоционально выражает свое недовольство, если ему что – то не по душе, бывает противоречивым в своих действиях, часто капризничает, вредничает и упрямится по пустякам.

Малыша становится трудно воспитывать. Этот период психологи часто называют «кризис первого года». У ребенка начинает формироваться воля и личность, он уже осознает, что взрослые (по сравнению с ним самим) обладают гораздо большей свободой, и отсюда возникает стремление к протесту.

Обратите внимание! Родителям стоит помнить, что этот период является лишь временным явлением. Необходимо проявить сдержанность и терпение и помнить, что подходить к малышу со взрослыми мерками не имеет смысла.

Первый месяц: первая улыбка!

В 1-й месяц жизни ребенок уже может кратковременно фиксировать взгляд, плавно следить за движущимся предметом. Малыш реагирует на голос взрослого: меняет характер плача, когда слышит речь мамы или папы. А еще в речи даже появляются первые отдельные звуки — «г», «к». Лежа на животе, ребенок может начинать кратковременно приподнимать голову и стараться ее удерживать в таком положении. И у малыша появляется первая улыбка при общении со взрослыми или во сне!

Особенности ухода

Как и в предыдущие месяцы, необходимо принимать воздушные и солнечные ванны, обтирать и купать ребенка через день. Комнату малыша следует проветривать каждый день, температура может колебаться в пределах 20 – 23 градусов.

Купать годовалого ребенка можно через день, длительность процедуры составляет от 10 до 15 минут, температура должна быть не ниже 33 градусов. После купания можно обтереть ребенка питательным детским маслом.

Хорошими увлажняющими свойствами также обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, которые добавляются в ванночку малыша.

Каждое утро крохи рекомендуется начинать с умывания лица и рук и расчесывания волос. Перед вечерним сном важно мыть и ножки. В режим дня ребенка необходимо включить гимнастические упражнения и массаж. Занятия следует проводить ежедневно по утрам в течении 10 минут.

В возрасте 1 года дети способны понимать, что чистка зубов, умывание и мытье рук относятся к обязательным ежедневным действиям. Со временем они перерастут в полезную привычку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Режим дня

Определенный распорядок дня является важным условием сохранения здоровья и полноценного восстановления сил годовалого ребенка. Режим дня должен включать в себя длительный сон, активный досуг и питание. Также важно обращать внимание на изменения, которые происходят с малышом в этом возрасте.

Сон

Обязательным условием успешного распорядка является четкое выполнение всех его пунктов в установленное время. Таким образом, у ребенка сформируются привычки, и он будет послушно следовать графику.

Летом малыши сладко засыпают на свежем воздухе, а зимой стоит помнить об ежедневном проветривании комнаты.

Бодрствование

Дневные игры и активность занимают 3 – 4 часа в распорядке дня ребенка. Родителям следует позаботиться о покупке красочных и интересных развивающих игрушек.

Обратите внимание! Важным моментом режима также является гимнастика по утрам. Мышечная масса годовалого ребенка нуждается в постоянном наращивании и укреплении. Многие дети в таком возрасте уже умеют делать приседания и наклоны.

Выполнять упражнения с малышом рекомендуется в хорошо проветренной комнате, включив задорную энергичную музыку.

Прогулки

Распорядок дня также подразумевает ежедневные прогулки на свежем воздухе. В этом возрасте дети становятся крайне любопытными исследователями окружающего мира. Для прогулок следуют выбирать тихие места: небольшие дворы, парки и сады.

Прогулки могут длиться до двух часов.

Занятия дома

В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен. Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа.

Игры

  • Игровой домик

Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.

  • Разговор по трубе

В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.

Игрушки

  • Строительные картонные и деревянные блоки.
  • Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
  • Детская железная дорога.
  • Песочный набор.
  • Чемоданчик с доской для рисования.
  • Музыкальные игрушки – каталки.
  • Геометрические пирамидки.
  • Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
  • Сенсорные мячики.

Мультфильмы

Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.

Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.

Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.

ТОП – 10 мультфильмов

  1. Ребёнок Эйнштейн.
  2. Паровозик Чух — Чух
  3. Тини лав.
  4. Маша и медведь.
  5. Приключения пингвиненка Лоло.
  6. Даша — путешественница.
  7. Три кота.
  8. Осторожно, обезьянки.
  9. Три маленькие утки.
  10. Веселая радуга.

Техника безопасности

Малыш уже активно передвигается по дому и улице, учится отрывать руки от опоры и залазить в самые укромные уголки, рекомендуется предпринять меры по обеспечению безопасного времяпровождения:

  • На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
  • Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
  • Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
  • Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
  • Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
  • Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
  • В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
  • Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
  • Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.

Основой безопасности ребенка на 12-м месяце жизни является умение родителей предусмотреть опасные ситуации и принять меры по минимизации получения травмы. Малыш еще не понимает, где для него опасно, что лучше не трогать, будьте бдительны.

Ссылка на основную публикацию
Похожее