Немного статистики
Врачи даже провели масштабное исследование и смогли выяснить: свыше одной трети детей от 6 до 9 лет постоянно обкусывают свои ногти. Мальчики подвержены пагубной привычке гораздо чаще, чем девчонки. Любопытно, что с возрастом число детей увеличивается, в группе от 10 до 17 грызут ногти уже 50% детей. Обусловлено такое поведение трудностями в школе, переменами, переездами, проблемами в семье, ссорами с друзьями, родителями.
Оставлять пагубную привычку без внимания не следует, как не следует рассчитывать на то, что с возрастом она пройдет. Крики, упреки и ругань только ухудшат отношения с вашим чадом, тут нужно искать веские причины, работать над психологией и поведением ребенка.
Чего делать не стоит
Для начала, стоит предупредить родителей, пытающихся отучить своих детей от привычки грызть ногти, о том каких действий делать не стоит. Нельзя:
- ругать,
- стыдить,
- сердится и расстраиваться.
От подобных действий ситуация только ухудшиться. Начинается стрессовое состояние у ребенка от того что родитель сам очень расстроен или настроен агрессивно. Лучше всего не заострять сильно внимание на проблеме, а попытаться всеми силами создать комфортную эмоциональную атмосферу дома и максимально отвлечь свое чадо от ненужного занятия.
О причинах привычки
Причины онихофагии обычно трудно отыскать – ответ на вопрос, почему ребенок грызет ногти, не лежит на поверхности, его необходимо обнаруживать при анализе физиологических, эмоциональных сфер жизнедеятельности малыша. Чаще всего отправных точек несколько, так как проблемы накапливаются постепенно, приводя к тяжелым последствиям.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечить, если у ребенка слоятся ногти от корня?
Физиологические
- За кутикулой не осуществляется должный уход, ребенок самостоятельно хочет устранить недостатки.
- Малыш получает физическое наслаждение, таким необычным способом пытается заместить поедание сладкого.
- Он страдает из-за болезней сердца и сосудов. Могут быть: аритмия, тахикардия, врожденный порок, ребенок всегда грызет ногти, причины оказываются скрытыми от глаз.
- В организме не хватает витаминов и полезных элементов, в особенности – Е, В, магния. Дурная привычка сопровождается психозами, тревожностью, высокой утомляемостью.
Психологические
- Тяжелая адаптация и социальные проблемы. Если ваше чадо отправилось в сад в 3 года, могут возникнуть сложности в новом коллективе, а также переживания ввиду кратковременного расставания с родителями. В 7 лет малыш отправляется в школу, где также приходится привыкать к новой обстановке. Ребенок грызет ногти непреднамеренно, а из-за постоянного стресса.
- Отрывая ребенка от груди слишком рано, вы также рискуете столкнуться с неприятной привычкой. Таким способом будет замещена соска.
- Сложные взаимоотношения в семье провоцируют желание погрызть ногти. Ссоры родителей, конфликты по иным поводам, неполучение любви от одного из родителе – все это сказывается негативно на характере и привычках. Возможно также враждебное отношение, ребенок попросту грызет ногти, чтобы немного успокоиться.
- Если влияет окружение – это могут быть сверстники в детском саду и школе, пример в таком возрасте заразителен.
- Привычка может являться проявлением перфекционизма, когда малыш стремится добиться идеальной гармонии во всем, пытается подсознательно исключить изъяны.
- Если раньше у него была другая пагубная привычка, ребенок может грызть ногти, стремясь избавиться от нее.
- Повышенная нагрузка также влияет на психику. Дети утомляются в школе, когда посещают дополнительные кружки и секции – снять усталость не получается, приходится копить ее в себе, что впоследствии приводит к нервозам и малыши грызут ногти.
- Недосыпание тоже влияет негативно – это еще одна причина для стресса. Когда режим дня нарушается, появляется тревожность, малыш нервничает, начинает грызть ногти на руках.
- Влияет продолжительный просмотр фильмов и видео, игры за компьютером. Так, сидеть за компьютером можно до 2 часов в день, а игры вообще должны составлять около 0,5 часа, иначе громкая музыка и частые кадры приведут к раздражению детской психики. Подбирать правильные фильмы тоже должны родители.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как отучить ребенка от компьютера?
К чему может привести привычка грызть ногти и кожу вокруг них.
- Уродливая форма ногтевой пластины.
- Паразиты и кишечные инфекции, которые попадают в организм ребенка из-под ногтей.
- В незаживающие ранки может попасть инфекция и тогда не избежать нагноения.
- Паразиты.
- Пародонтит и разрушение зубов.
- Наряду с проблемами эстетического и медицинского характера, у ребёнка могут возникнуть проблемы социального характера. Постоянные насмешки сверстников только усугубят положение.
Так в чем же может быть дело: резюме причин
Главной причиной того, что ребенок грызет ноготки, становится стресс и моральное перенапряжение. Укусы активируют болевые центры в мозгу, которые заглушают иные переживания и проблемы. Малыш отвлекается от переживаний, концентрируясь на другом. По мнению педиатра Евгения Комаровского, привычка не должна быть оставлена без внимания – родители, заботясь о ребенке, обязаны ее устранить, иначе во взрослом состоянии это будет сделать гораздо сложней. Кричать на малыша нельзя, главное – понять, почему так происходит.
Хорошо поможет разговор с ребенком по душам – будет лучше, если родитель в этом случае сможет выступить в роли друга, а не воспитателя. Постарайтесь решить проблемы ребенка вместе с ним.
Методы отучения
В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.
Приобретение зубных прорезывателей
Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.
Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.
Ай! Больно!
Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.
В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.
«Пожалей! Смотри, он плачет»
Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.
Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:
- Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
- Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»
Полезные сказки
Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?
Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.
Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.
Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.
З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок»;
А. Гнездилов. «Авторская сказкотерапия»;
Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике»;
А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей»;
О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми».
Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.
Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.
Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?
А почему?
А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?
Сюжетно-ролевые игры
Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?
Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.
Пересмотр стиля воспитания
Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:
- директивные указания в грубом тоне;
- переход на крик;
- угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
- рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.
Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.
Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.
Дурной пример заразителен
Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.
Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.
Вектор агрессии
Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.
Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.
Как помочь ребенку: народные методы
В поисках ответа на вопрос, как отучить ребенка грызть ногти, помогут советы, успешно используемые другими родителями:
- Купите специальный лак для ногтей на руках от укусов, он имеет горьковатое послевкусие, легко наносится на ногти. Лак помогает быстро забыть о привычке без последствий. Нельзя забывать, что малыш должен понимать – горько ему вовсе не из-за лака, а из-за неправильного поведения.
- Снимайте напряжение и обучите ребенка самостоятельно делать это с помощью дыхательной гимнастики или правильного дыхания. Хорошо отучить помогает сжимание и разжимание кулачков, 4-8 минут упражнений приводят к значительному снижению нервозности.
- Попробуйте делать маникюр своей дочери. Ни одна девочка от 5 лет не станет кусать свои красивые ноготки на руках. Приучите ее ухаживать за ними, купите специальный маникюрный набор, восхищайтесь ухоженностью рук, сами делайте и себе маникюр.
Чем опасно обгрызание ногтей на руках?
Поверхностное отношение к проблеме может привести к серьезным последствиям — осложнениям онихофагии.
Ими могут стать:
- искажение формы ногтей, не поддающееся исправлению;
- деформация формы пальцев на руках;
- снижение скорости роста ногтей;
- воспалительные процессы вокруг ногтя;
- кишечные инфекции из-за проникновения болезнетворных микроорганизмов в кишечник;
- заражение глистами;
- проблемы с зубами;
- насмешки сверстников;
- неуверенность и закомплексованность малыша в будущем.
Сложно поверить, но усугубившаяся с возрастом проблема может обрести колоссальные размеры и изрядно подпортить жизнь уже взрослому человеку, став преградой для самореализации.
Рекомендации психолога
Когда вы не знаете, что делать, если ребенок грызет ногти, обратитесь за помощью к психологу:
- Чаще общайтесь с чадом, пытаясь определить причины поведения. Попросите нарисовать разными цветами сферы жизни, выбор темных тонов – признак того, что в данной области не все в порядке, нужно тщательно работать над проблемой.
- Увеличьте количество времени, проводимого с малышом, это позволит почувствовать ласку и заботу. Выслушивайте рассказы о школе, друзьях, новых увлечениях, обнимайте, ласкайте, делайте легкий массаж рук перед сном. Оградите чадо от негатива: ссор, компаний курящих и пьющих людей. Жизнь должна быть наполнена только положительными эмоциями.
- Следите за тем, чтобы в присутствии малыша в доме никто не грыз ногти, такое средство избавит от заразительного примера.
- Направьте враждебность в другое русло – например, в игровую сферу. Запишите ребенка в спортивный кружок, где можно выплеснуть свои эмоции, не нанеся вред себе.
- Для девочек подходят кружки рисования или рукоделия. Вашему малышу понравится мозаика, аппликации, раскраски. Творческое русло – одно из лучших направлений для снятия эмоций с пользой. Для детей от 11 месяцев и старше помогают игрушки: мячики, камешки, трансформеры – все, что вырабатывает мелкую моторику рук.
Если он щипается и дерется
Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.
Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.
- Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение – признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
- Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
- Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
- Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, – предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
- Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте – не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
- Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность – это другая педагогическая проблема.
- Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.
Дополнительные рекомендации, когда другие советы не работают
- Пересмотрите распорядок дня. Почему появляется пагубная привычка грызть? Ребенок просто мало гуляет на свежем воздухе, мало играет, плотный режим сказывается негативно. В день должно быть не меньше пары часов для сна, чтобы улучшить настроение и нормализовать психологическое равновесие. Обилие секций тоже может повлиять негативно, малыш не справляется, необходимо что-то убрать.
- Научите ребенка быть самостоятельным, даже кратковременное расставание с матерью не должно выбивать его из колеи. Пусть научится сам принимать решения, не скучать без вас, ведь вокруг полно достойных увлечений. Чтобы процесс не был болезненным, еще во время отпуска отводите малыша к бабушке или в садик на час-два, постоянно увеличивая срок. Со временем чадо привыкнет, и вы без оглядки сможете заниматься своими делами.
- Посетите психолога или невропатолога – эти специалисты помогут выяснить проблемы, почему малыш кусает кожу, ногти на руках или ногах. При серьезных расстройствах домашние методы просто неэффективны, требуются успокоительные лекарства, чаи, витаминные средства. При подозрении на физиологические отклонения будет назначено обследование на гельминты, сделана кардиограмма, а также иные анализы.
Очень редко причиной вредной привычки становятся нарушения в работе организма малыша. В большинстве случаев нужно рассматривать психологическую и социальную сферы.
Онихофагия – это не просто дурная привычка, когда ребенок грызет ногти, а звоночек, что нужно уделить внимание физиологическим и психологическим проблемам. Отмахиваться в данном случае нельзя, как и ждать, что проблема уйдет с возрастом. Запущенная форма станет преградой для семейного счастья, общения с друзьями и полноценной работы. Не портите жизнь своему малышу, отказываясь от народного или профессионального лечения.
Loading…
Поделитесь с друьями!
Норма или отклонение?
Как утверждает известный педиатр доктор Комаровский, пробуют кусаться практически все дети. Однако одним достаточно один раз сказать, что маме больно, чтобы они навсегда прекратили свои эксперименты, других же приходится целенаправленно отучать от вредной привычки.
Наибольшей проблемой стоит признать ситуацию, когда ребенок продолжает активно кусаться в возрасте 2 года и старше. Это может быть свидетельством того, что у ребенка есть проблемы с контролем своих эмоций или он излишне агрессивный. В этом случае, иногда требуется помощь психолога, чтобы скорректировать поведение.
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
Возраст детей | Наиболее вероятные проявления негативных эмоций | Физиологические причины | Психологические причины | Стратегии поведения взрослых: Э — эффективная Н — неэффективная |
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | ||
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины — только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу — для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа — также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
- дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
- возраст кусаки более 4-х лет;
- укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
- укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
- агрессия обращена на домашних животных.
Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.
Малыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.
От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.
В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.
Выявляем причину скрытого беспокойства
Если малышу 3 – 4 года, следует, не заостряя внимания на привычке, понаблюдать за ребёнком. Возможно, удастся выяснить, в какие моменты он тянет руки в рот – например, когда смотрит захватывающий мультик. Тогда можно будет действовать точечно – занять маленькие ручки любимыми машинками, плюшевым мишкой, сухариком.
Если конкретная ситуация-триггер не выявлена, то стоит проанализировать жизнь в семье – возможно, есть какая-то глобальная причина скрытого беспокойства – переезд, ремонт, развод родителей. Даже если ребёнок слишком мал, чтобы осознать ситуацию полностью, он чувствует нервозность взрослых. Родителям надо обсудить с сыном или дочкой изменения, которые происходят в семье, на понятном им языке, успокоить малышей.