Ребенок-левша – на какие особенности развития мальчиков и девочек обратить внимание?

image

«У меня ребенок левша, что с этим делать?» — вопрос можно найти на форумах и в социальных сетях. Самым простым ответом на этот вопрос стало бы краткое: «Ничего», но в этом признании абсолютной нормальности явления не хватает рекомендаций. Леворукость не означает, что ребенку так удобнее, это не просто предпочтение, но иной алгоритм работы мозга — у человека с ведущей левой рукой функции между полушариями распределены совсем иначе. Психологи и педагоги утверждают: леворукость — не привычка, не результат ошибок воспитателя в процессе дошкольной подготовки (да, и такие обвинения встречаются), ни в коем случае не болезнь. Это нормальный путь развития организма, который может зависеть и от врожденных генетических особенностей.

Общие сведения

Дети, выросшие в той среде и сейчас уже сами ставшие родителями, заметив, как их чадо проявляет признаки леворукости, начинают волноваться и думать над тем, что его нужно переучить также, как и их в свое время. Подобная дискриминация в современном мире выглядит глупо, ведь сейчас не семнадцатый век, когда леворуких людей считали приспешниками сатаны и истребляли за то, что они не такие стандартные, как остальные.

Ругать и критиковать ребенка за то, что он левша, это все равно что подвергать критике цвет глаз или наличие веснушек. Мы живем в современном мире, где нет средневековых и «совковых» предрассудков, поэтому нужно научиться любить своего необычного карапуза и принимать его таким каков он есть.

image

Жизнь левшей в прошлом

Чтобы понять, почему некоторые родители переживают по поводу того, что их ребенок левша, нужно вкратце изучить историю этого вопроса, чтобы выяснить, откуда возникли странные предрассудки.

В прошлом правши совершенно не желали мириться с людьми, которые существенно отличались от них. Так, было до недавнего времени. В далеком прошлом леворуких людей считали ведьмами и колдунами, старались изолировать их от общества, а иногда подвергали жестоким телесным наказаниям. А в древней Руси им не давали право голоса. В исламе, согласно Корану, левую руку считают «нечистой».

Так как в период СССР преобладала тотальнейшая дисциплина, люди должны были соответствовать общепринятым нормативам, тех детей, которые проявляли задатки левши сразу же переучивали, аргументируя это строгими правилами к чистописанию. В школе малышам запрещали пользоваться удобной рукой и заставляли везде использовать только правую руку. Методики для переучивания в то время использовались разные. Левую руку могли привязывать к телу либо физически наказывать ребенка за отказ становиться правшой как все.

Но в 1985 году, благодаря многочисленным научным исследованиям советского ученного А. Чуприкова, был издан законодательный акт, который запрещал преследование левшей и защищал леворукое письмо.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

ИНТЕРЕСНО: специальности для мальчиков после 11 класса: список

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Физиология леворукости

Редкая способность использовать левую руку на письме, обуславливается тем, что у ребенка доминирующим является не правое, а левое полушарие мозга. Известно, что каждое из них несет ответственность за качества и способности человека. Кроме этого, работают они перекрестным образом.

Левое полушарие отвечает за правую половину тела, логические и речевые способности, а также возможность производить расчеты. Правое полушарие отвечает за образное и абстрактное мышление, творческие способности и умение быстро принимать решения в критических ситуациях.

Левши являются нестандартно мыслящими людьми. Именно по этой причине они в большинстве своем талантливы, неординарны и гениальны от природы. Почему малыш по мере взросления проявляет характеристики левши? Все потому, что активным у него является правое полушарие мозга и левая половина тела. В результате этого ведущая рука у него тоже левая. Такой малыш прыгает на левой ноге, начинает шагать с нее и пинает ею мяч. Левой рукой он пишет, левым глазом присматривается, а левым ухом прислушивается к тихим звукам.

Как научить левшу писать?

За написание букв и цифр отвечает левое полушарие, слаборазвитое у левшей. Поэтому ребенок может испытывать трудности во время обучения. Чтобы малыш не отставал от сверстников, работу с прописями лучше начинать в дошкольном возрасте. Научить ребенка красиво и аккуратно писать могут и родители.

Девочки и мальчики с ведущей левой рукой являются более чувствительными, не терпят жесткого регламента и строгого подчинения. Если есть возможность, не стоит отдавать ребенка в детский сад. Воспитывать левшу лучше самостоятельно или с помощью близких для него людей (бабушек, дедушек и т. д.).

Важные рекомендации:

  1. родители должны следить за тем, чтобы постановка руки при письме была правильная (кисть с ручкой находилась под строкой). Ребенку не следует выворачивать кисть, т. к. в этом случае он перестанет видеть образец и будет смазывать написанное. Единственным недостатком правильного положения руки является наклон букв в левую сторону, что противоречит требованиям каллиграфии;
  2. при работе за столом, источник света должен находиться с правой стороны. Поза – стандартная: ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов и стоят на полу, спина выпрямлена, плечо ведущей руки немного выдается вперед. Тетрадь нужно располагать так, чтобы верхний левый угол находился напротив груди, а верхний правый – лежал с наклоном вправо;
  3. при поступлении в школу следует предупредить учителя о леворукости ребенка. Школьника можно посадить слева от правши, чтобы дети не сталкивались локтями и не мешали друг другу. При этом доска должна находиться справа от ребенка.

Если левша не может запомнить, как пишется та или иная буква, нужно вложить его руку в свою и несколько раз повторить требуемое действие. Также записи можно обводить под копирку или с помощью трафарета.

Не стоит заставлять левшу писать безотрывно или с наклоном вправо. Задача родителей – правильно поставить руку и организовать рабочее место, чтобы ребенку было максимально комфортно.

Левшество и леворукость

Левшество представлено несколькими разновидностями:

  • Генетическим — леворукость передается ребенку по наследству. Самая высокая вероятность рождения крохи левши в тех семьях, где оба родителя являются леворукими. Если родитель левша один, то шансы появления леворукого карапуза снижаются на 12%.
  • Компенсаторным — леворукость развивается у ребенка внутриутробно либо при появлении на свет с травмами верхних конечностей, отклонениями или повреждениями в левом мозговом полушарии. Травматизм при родах, недуги будущей мамочки во время вынашивания плода, высокие показатели тестостерона и другие патологии приводят к тому, что ребенок становится левшой. Также полученный в детстве перелом правой руки, может послужить тому, что на время ношения гипса малыш станет вынужденным левшой. Ребенку достаточно полгода, чтобы он полностью научиться манипулировать и писать второй, не ведущей рукой.
  • Ложным — подобное явление не распространено и обладает временным характером. Проявляет себя в виде временного использования левой конечности у детей правшей, которые либо подражают своим родителям, либо испытывают возможности своего тела.

При исследовании леворукости, ученным удалось выяснить множество интересных фактов. К примеру, они установили, чем в более позднем возрасте у родителей появляется ребенок, тем больше возможностей того, что он родится левшой. Согласно статистическим данным у родителей, чей возраст перешагнул за тридцать, рождение леворукого малыша на 25% выше, чем у тех пап и мам, которым исполнилось двадцать пять. А если женщина родит ребенка после сорока пяти, то вероятность у нее появления ребенка левши составит 95%.

На данный момент возникновение феномена леворукости доподлинно не изучено. Но весомым аргументом того, что левшество передается по наследству является то, что левшами зачастую рождаются однояйцовые близнецы, аутисты и дети, имеющие хромосомные нарушения.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать – он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Ребенок левша: Особенности развития

Развитие ребенка левши практически не отличается от развития праворукого малыша. Но несмотря на это, есть некоторые особенности преобладания правого творческого полушария мозга. Эти особенности не носят негатива, но родители должны их учитывать.

Дети левши в большинстве случаев являются творческими личностями. Они отличаются ранимостью, креативом, мечтательностью, изобретательностью, забывчивостью и обидчивостью. В младенчестве они начинают проявлять свою одаренность в тех или иных моментах, делая что-то раньше и лучше своих сверстников.

Некоторые психологи утверждают, что у таких детей имеются или могут возникнуть проблемы с запоминанием и усваиванием информации. Не у всех детей левшей есть подобные особенности, но среди них такая тенденция наблюдается. Чтобы улучшить детскую память, с карапузом нужно заниматься, позволяя ему запоминать информацию образно. При изучении алфавита, показывая крохе буквы, их обязательно нужно с чем-нибудь ассоциировать. При заучивании стиха с ребенком можно нарисовать картинку того, что происходит в повествовании.

Кроме этого, у леворуких малышей могут наблюдаться проблемы с изучением точных наук. Малышам нелегко дается счет в уме, решение арифметических задач и черчение. Такие проблемы наблюдаются хоть и часто, но не у всех. К примеру, Эйнштейна в юном возрасте хотели исключить из школы за его неуспеваемость по точным предметам. К тому же он так и не получил школьный аттестат, хотя был выдающимся человеком.

Как бы там ни было, не нужно превращать леворукость в трагедию, поскольку эта особенность абсолютно нормальна. Просто при изучении школьной программы нужно делать упор не только на гуманитарные и творческие дисциплины, но и на точные науки. Поощрять нужно те действия, которые у малыша получаются лучше всего.

Леворукие малыши немного отличаются от своих праворуких сверстников. Они обладают нетривиальными особенностями или даже гениальностью. Таким детям необходимо пристальное внимание родителей, так как их воспитание – это большой труд и громадная ответственность.

Этапы развития

  1. Ребенок первых месяцев жизни живет под воздействием рефлексов. Но к 3 месяцам рудиментарные их виды исчезают и медицинский специалист, наблюдающий его развитие, может спрогнозировать будет ваш ребенок правша или левша. Однако узнать это наверняка молодые родители смогут позже.
  2. Ребенок в первый год жизни проявляет признаки амбидекстра, то есть хорошо владеет обеими руками. Но на нашей планете таких людей взрослого возраста около 2%, а доля право- и леворуких 90% и 8% соответственно.
  3. Попробовать определить доминирующую часть тела у ребенка молодые родители могут в его три годика. Он уже освоил основные навыки держания ложки, игрушек во время игры. Бывает, что и в это время ребенок проявляется то как правша, то как левша.
  4. Тогда наверняка определить его ведущее полушарие мозга можно в четыре годика.

Наблюдаем и определяем ведущую руку ребенка

В свободном доступе и книгах легко найти множество различных методик определения ведущего полушария у малыша. Рассмотрим некоторые из них:

  • Наблюдение за предпочтениями крохи держать ложку, ручку или карандаш, зубную щетку.
  • Скрещивание рук на груди – та, что сверху и есть ведущая.
  • Аплодисменты – какой ручкой кроха хлопает активнее, та и доминирует.
  • Ручки собрать в замок – большой палец какой руки оказался сверху, та и ведущая.
  • Скрещивание ног в положении сидя – какая лежит сверху, та часть тела более развита.
  • Попросите малыша погладить кошку или любую свою мягкую игрушку, открутить крышку бутылки, зубной пасты.
  • Поднесите близко к его голове часы так, чтобы расстояние до обоих ушек малыша было примерно одинаковым. Присмотритесь, каким ушком он больше прислушивается.

Обратите внимание на себя и своих родителей – если среди родных ребенка первой и второй линий родства есть левши, то он может легко унаследовать такую особенность.

Первые признаки левши

При появлении первых признаков преобладания у ребенка той или иной руки, родители обычно пытаются узнать кем является их карапуз – правшой или левшой. Это абсолютно не сложно сделать. Достаточно внимательно понаблюдать за действиями крохи, попросив его попрыгать на одной ноге, нарисовать рисунок или пожать руку. Все эти действия он будет выполнять ведущей рукой и ногой.

Следует отметить, что если ребенок рождается с доминирующей левой стороной тела, то признаки левшества проявляются не так быстро, как хотелось бы родителям. Многие карапузы одинаково хорошо манипулируют обоими руками. Таких детей называют амбидекстрами. Подобную особенность обуславливает неравномерное развитие мозговых полушарий. Обоерукость нужно поощрять, но только если самому малышу это нравится. Проявление истинных признаков леворукости следует ждать ближе к пяти годам, когда карапуз будет не только рисовать, используя левую руку, но и выполнять ею другие манипуляции.

Если учесть статистические данные, то левшей в мире около 15%, то есть каждый седьмой житель на планете – левша. Не так уж и мало. Настоящей диковинкой являются амбидекстры их всего 2%.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями. До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие. Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц. Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами. В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Стоит ли переучивать ребенка левшу?

В прошлом из-за устоев и желания сделать всех одинаковыми и стандартизировать, леворуких детей травили, угнетали их особенности и заставляли переучиваться. В итоге у них развивались комплексы, неуверенность в себе и неприятие своего тела, вызывая, в свою очередь, тяжелый, хронический стресс. Если родители будут говорить ребенку, что использовать левую руку неправильно, то малыш получит не только низкую самооценку в будущем, но и ряд психических и неврологических проблем.

Но так как мы живем в современном мире, таких предрассудков, слава Богу, практически не осталось. Сейчас поощряется индивидуальность и непохожесть на остальных, а такая маленькая особенность, как леворукость, превращается из недостатка в достоинство. Поэтому не следует лишать карапуза врожденной уникальности.

Не нужно идти против решений природы и переучивать ребенка, так как это может привести к появлению серьезных нарушений по здоровью. Зачастую переучивание ребенка левшу приводит к тому, что он становится нервным, капризным, замкнутым и постоянно стрессует. Сейчас для леворукого ребенка можно быстро и просто найти удобные принадлежности и эта особенность не принесет ему абсолютно никакого дискомфорта, а главное, он будет чувствовать себя в быту не хуже своих сверстников правшей.

К чему может привести переучивание ребенка левши

Ученые доказали, что насильное переучивание очень плохо сказывается на детской, не сформировавшейся психике и приводит к:

  • Нервному тику;
  • Раздражительности;
  • Заиканию;
  • Психосоматическим недугам;
  • Дислексии;
  • Энурезу;
  • Проблемам в учебе;
  • Упрямости;
  • Проблемам с ориентацией в пространстве и времени.

Все этого можно избежать, позволив крохе быть самим собой. Зачем калечить ребенка, если он абсолютно нормальный и чувствует себя комфортно вне зависимости от того, что он левша.

Опасность переучивания

Вопрос с переучиванием в прошлом столетии стоял очень остро и решался варварскими методами. Малышей мучили дома, насмехались над ними в школах. И отовсюду твердили, что писать и держать ложку следует правой рукой. И ребенок-левша чаще всего сдавался под невыносимым натиском родителей, учителей и сверстников. Он начинал больше пользоваться правой рукой, проходил периоды ломки и замкнутости, которые длились около года

Однако такое насилие над собой бесследно не проходило. Дети-левши чаще сверстников были подвержены заиканию, ночным кошмарам, ухудшению сна, нервным расстройствам.

Левша от природы, которого переучивают, хуже пишет, менее внимателен на уроках. Он допускает много ошибок, пропускает буквы в словах и рисует их с наклоном влево во время письма.

Вопрос с переучиванием не всегда стоял остро перед родителями малыша-левши. К примеру, мы не знали бы работ удивительного художника Леонардо да Винчи, если бы его мама и папа отучили пользоваться левой рукой.

Лучше будьте внимательнее к своему крохе и помогайте ему адаптироваться в нашем праворуком мире.

Рекомендации родителям

Воспитание ребенка левши практически не отличается от малыша правши. Дети индентичны, за исключением того, что у них преобладают разные половины тела. Но при этом левшество абсолютно нормальное явление.

Но все же имеются некоторые советы, которые помогут родителям воспитать маленького левшу правильно:

  • У ребенка следует развивать творческие способности и поощрять те занятия, которые ему по душе. Именно в них он обязательно преуспеет;
  • Не следует заострять внимание на том, что ребенок левша. Пусть знает, что он такой же, как и все и ничем от других детей не отличается;
  • Не нужно ругать малыша за то, что он пишет левой рукой. При задействовании неудобной для крохи руки у него начнет наблюдаться рассеянность и усталость;
  • Стимулировать использовать правую руку можно. Также можно поощрять в крохе желание манипулировать двумя руками. Но хотеть этого ребенок должен сам.
  • Для занятий письмом нужно организовать удобное рабочее место, научить ребенка правильно держать ручку и наклонять тетрадь;
  • Следует предупредить учителей и воспитателей об особенностях малыша. Это поможет им организовать ему комфортное времяпровождение и избежать проблем, касающихся переучивания и порицания левшества;
  • Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, ему нужно приобрести все предметы для леворуких. Начиная от ручки и заканчивая компьютерной мышкой.
  • Ребенка левшу нужно поддерживать во всех начинаниях и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны помнить, что их ребенок уникален и этим стоит гордиться.

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование. Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки. Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч. Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание. Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы. Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Ссылка на основную публикацию
Похожее