Фонетическая зарядка.
Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)
Кто внимательный?
1. Назовите одинаковый звук в словах: ложка, пила, лыжи, елка. 2. Запомните слова со звуком [л,л’], которые встретились вам в сказке.
Лисенок и лягушонок
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился: — Зеленее всех зеленок — лупоглазый ля-гу-шо-нок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: — Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось… — Ничего! — сказал лягушонок.— Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.(Г. Юдин)
Печатная буква Л
Познакомимся с заглавной и строчной печатной буквой Л (Рис.14).
Рис. 14. Большая и маленькая печатная буква Л
Эта буква похожа на горку, крышу или шалаш (Рис. 15).
Рис. 15. Сходство буквы Л
Для лучшего запоминания буквы нарисуйте ее, сделайте веселую картинку с ее участием.
Узнайте звук.
Найдите слова со звуком [л].
Нам солнышко светило, Нас ветер обвевал, В пути не скучно было, И каждый напевал.
Кто больше?
1. Назовите игрушки, в названии которых есть звук [л, л’]. 2. Подберите слова, начинающиеся на последний звук слова СТОЛ. 3. В домик надо поселить животных: зайца, кенгуру, ежика, лошадь, овцу, зебру, лося, белку, волка, козу. Под одну крышу могут попасть только животные, в названиях которых есть звук [л, л’]. 4. Придумайте слова, оканчивающиеся на ль (соль, моль, даль, быль, пыль, щель, цель, роль, мель и т. д.).
Доскажите словечко.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто ж это? … (Лиса.)
На скамейке у ворот Лена горько слезы… (льет).
Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе… (лопатой).
Подготовлен самолет, Он отправился в… (полет).
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису).
У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки).
Заставил плакать все вокруг. Хоть он и не драчун, а… (лук).
Молодчина эта Лина, Лепит все из… (пластилина).
Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо и что такое… (плохо)?
Наш огород в образцовом порядке: Как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг — Пики зеленые выставил… (лук).
Слоговой аукцион.
1. Ла… (-па,-комка,-сточка); ля… (-гушка); лу… (-на); лю… (-бимый); лы… (-жи); ли… (-са). 2. Придумайте слова, которые заканчиваются на ло (масло, стекло, тепло, село).
Автоматизация звука [Л] в слогах
Когда ребенок научится довольно непринужденно совершать требуемые артикуляционные движения, а фонема будет произноситься правильно, нужно переходить к закреплению в слогах. Нужно понимать, что слоги не несут для детей никакой смысловой нагрузки, поэтому следует заранее продумать, как заинтересовать слиянием фонем в один слог.
Работа над слогами может начинаться как с прямых (ЛА, ЛО, ЛУ), так и с обратных (АЛ, ОЛ, УЛ) слогов. Это зависит от постановочного приема, а также от индивидуального прогресса ребенка. Слоги со стечением согласных закрепляются по мере необходимости. В отдельных случаях они вообще не отрабатываются, так как хватает закрепления в словах. При общем недоразвитии речи слоги со стечением автоматизируются после закрепления фонемы на материале слов, содержащих открытые слоги.
Пословица.
Отгадайте пословицу по двум словам: лес, дрова (ответ: «Чем дальше в лес, тем больше дров»); лает, кусает (ответ: «На смелого собака лает, а трусливого кусает»).
Ударный — неударный. Сочиним сказку.
Лу́та и Лута́
Наши новые друзья Лу́та и Лута́ — добрые веселые зайчата. Лу́та любил все слова, в которых ударение падало на первый слог, а Лута́ — слова с ударением на втором слоге. Лу́та и Лута́ были очень дружными, и никогда они не ссорились. Даже когда делили игрушки. Иногда они, правда, затруднялись правильно поставить ударение в словах. Но это не беда — мы им всегда сможем помочь, ведь правда, ребята? Однажды Лу́та и Лута́ отправились посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы половить рыбы. Взяли они с собой ведро и удочку. Отгадайте, кто что нес? Ласково припекало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят, из-под кустов кто-то выползает, название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук [у]. (Уж.) Кто, ребята, первым его заметил, как вы думаете? Поздоровались с ужом, пошли дальше. Ну, вот и речка. Стали зайчишки удить рыбу. Улов был очень удачный. Попробуйте догадаться, что поймали друзья. (Лу́та поймал: окуня, щуку, лещика, сомика; а в ведерке у Луты́: карась, уклейка, ратан, сазан.) Дома зайка-мама и заяц-отец накормили малышей вкусным обедом. Блюда были разные. Отгадайте, кто что ел? (Уха, суп, морковь, капуста, творог, мороженое, яблоки, мусс, сок, пирог, суфле, яйца.) А потом малыши взяли игрушки и стали играть. Во что играл каждый, отгадайте? (Лошадка, кукла, машина, мишка, жираф.) Цвета одежды зайчат были разные, один любит все красное, другой — зеленое. Догадались, что любил каждый из них? Однажды они справляли день рождения. Лу́та и Лута́ были близнецами и день рождения отмечали в одни день. Одному из них подарили часы, а другому красивый зонтик. Кому что досталось? Очень зайчатки любили друг друга, а потому не только никогда не дрались, но, наоборот, всегда помогали друг другу и жили очень весело и дружно.
Буква
Слово рассыпалось.
МААЛП (лампа).
Превращение слов — волшебная цепочка.
1. Измените только одну букву, но так, чтобы слово начиналось тоже с л: ливер (лидер); лодка (ложка); лиман (лимон); лото (лето); лепта (лента); латынь (латунь); лакать (лазать); лифт (литр); лик (лук, люк, лак). 2. Лей — пей — бей; лепка — репка — щепка; лом — том — дом — сом; лак — мак — рак — бак; бок — бор — кот — рот.
Слоговое лото.
На волшебной елочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова. (Ответ: лоза, лопата, лоси.)
Лесенка.
Придумайте слова, в которых л была бы в середине, начиная с четырех букв, постепенно прибавляйте по одной букве.
мыло весло крыло одеяло точило зеркало
Учимся писать заглавную и строчную прописную букву Л
И строчная, и заглавная буква состоит из длинной палочки с закруглением влево и длинной наклонной палочки с закруглением вправо (Рис. 16).
Рис. 16. Строчная и заглавная буква Л
Заглавную прописную букву Л пишем с середины добавочной строки. Ставим точку, ведем длинную, наклонную палочку вниз и влево, не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до середины рабочей строки. Второй элемент начинаем от точки, из которой начинали первый элемент. Ведем длинную наклонную палочку вниз, немного не доводя до нижней рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней рабочей строки, закругляем. Доводим до середины рабочей строки (Рис. 17).
Рис. 17. Заглавная прописная буква Л
Строчную букву Л пишем чуть выше нижней линейки. Ведем вниз до линейки, закругляем, плавно под наклоном ведем вверх короткую линию, доходим до верхней линейки и пишем второй элемент. От верхней линейки вниз ведем наклонную короткую линию до нижней линейки, закругляем чуть ниже середины рабочей строки (Рис. 18).
Рис. 18. Строчная л
Автоматизация [Л] в словах
Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.
Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].
Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:
- Отработка слов, начинающихся на [Л].
- Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
- Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
- Отработка [Л] в середине слова.
- Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].
Автоматизация [Л] во фразе
Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью. Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.
Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.
Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.
Автоматизация [Л] в связной речи
Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.
Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.
При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:
- Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
- Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу, ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
- Рассказы по наводящим вопросам.
- Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
- Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.
Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]
Правильное проговаривание любой речевой единицы демонстрируется взрослым, и только после повторяется ребенком. В идеальном варианте он не должен при закреплении фонемы допускать ни единой ошибки, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного. Поэтому педагог должен контролировать произношение, чтобы предупредить ошибку и сделать подсказку.
Крайне важно отрабатывание новой фонемы не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной деятельности. Если изучаемый звук верно произносится только на занятии, то появляется «синдром кабинетной речи», когда при педагоге весь речевой материал произносится безошибочно, а в повседневной жизни полученные навыки не применяются.
Нужно контролировать содержание предлагаемого материала – не должно присутствовать оппозиционных фонем. «Конфликтующими» фонемами могут быть абсолютно любые пары. Для каждого случая необходимо подбирать индивидуальную картотеку материала. Если встретилось такое слово или сочетание – нельзя требовать безошибочного проговаривания всех звуков. Смешиваемые фонемы различаются на специальном этапе дифференциации.
Первое время необходима очень утрированная артикуляция поставленной фонемы. Это требуется для того, чтобы слуховым анализатором зафиксировалось новое звучание как образцовое.
Первое время надо подкреплять новый звук любыми способами, нельзя предоставлять малышу право говорить его без поддержки и контроля. Серьезную проблему создает самостоятельное выполнение домашних заданий. Если ребенок умеет читать, не стоит разрешать ему самостоятельно прочитывать слова, надо чтобы взрослый дал правильный образец, после чего ребенок должен его воспроизвести. Также важно, чтобы взрослые следили и исправляли неправильное произношение в повседневной жизни.
Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.
Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.
Виды и механизмы нарушения звука [Л]
При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.
Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи
Введение фонемы в самостоятельную речь – завершающая ступень автоматизации. Здесь также нужно следовать некоторым правилам. На протяжении длительного времени ребенок не способен контролировать две вещи одновременно − что говорить и как говорить. Достаточно сложно научить его включать самоконтроль над произношением.
Сначала самостоятельной речью считаются только специально организованные, немного неестественные ситуации. Первое время контролировать правильность звукопроизношения будут только взрослые – родители и педагоги. У них возникает так называемый в логопедии «сторожевой рефлекс», когда взрослый контролирует два аспекта: организовывает разговор и корректирует все ошибки артикулирования. Чтобы научить ребенка использовать новое правильное звучание, надо после каждого ошибочного произнесения давать ему образец, добиваясь верного воспроизведения.
Обычно самостоятельное отслеживание и исправление неправильного произношения начинается примерно через две недели после постановки фонемы. Взрослые должны эмоционально подкреплять создание нового артикуляторного стереотипа. Полная автоматизация поставленной фонемы длится приблизительно около полутора месяцев.
Этот срок актуален только для дислаликов, при более тяжелых дефектах срок автоматизации увеличивается. Для получения положительного результата надо заниматься каждый день около двадцати минут и контролировать детскую речь в повседневной деятельности.
Автоматизация [Л] в стихотворениях
Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.
Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков [Ль] и [Р] или тех, на которые [Л] заменялся до постановки.
Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.
Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.
Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.
Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.
Слова проговариваются в соответствии с орфоэпическими, а не с орфографическими правилами. Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Известные ребенку ранее стихотворения, но с нарушенной фонемой, переучиваются после прохождения всех этапов автоматизации.